Школа по обучению родственников навыкам ухода и лечебной физкультуры за маломобильными больными

Руководитель школы:  Агафонова Э.И. -врач-офтальмолог

Цель: информирование слушателей о понятиях и видах психологических реакций у пациентов, перенесших инсульт, и их родственников. Практиковать информирование в дистанционном формате.

 Содержание: психологические реакции людей на развившееся у их родственника заболевание. Модели отношений «пациент – родственники».Организация психологического пространства. Пути преодоления замешательства и восстановления  душевного равновесия у родственников пациента. Психологическая подготовка родственника пациента и медицинского персонала. Психология больного человека. Психология выздоровления.

1. Что необходимо знать об инсульте.

    Цель: информирование слушателей о заболевании инсультом, его типах и факторах, приводящих к его развитию, а также возможностях первичной профилактики;

-обучение последовательности действий при подозрении на инсульт, обоснование ранней госпитализации;

– информирование больных и их родственников о необходимости и направлениях вторичной профилактики инсульта;

Содержание: определение инсульта, его виды и периоды заболевания. Ишемический инсульт. Причины и механизмы развития. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.

2. Принципы ухода за пациентом с инсультом, патронаж, подходы к реабилитации.

Цель: информирование родственников о принципах и средствах ухода за больными с инсультом, патронаже, подходах и средствах реабилитации

– обучение родственников основным принципам ухода за пациентами с инсультом.

Содержание: понятие, принципы и правила выполнения.

Профилактика контрактур: как уменьшить мышечный спазм и избежать формирования контрактур. Боли в спине и плече. Принципы безопасности и правила соблюдения при перемещении больного. Уход за кожей  и профилактика развития пролежней. Нарушения мочеиспускания и их коррекция. Использование средств ухода за больным с инсультом. Профилактика и лечение нарушений дефекации. Оценка функции глотания и её нарушений. Кормление пациентов с нарушенным глотанием.

3. Постинсультные состояния.

Цель: информирование слушателей о понятии «постинсультные состояния»;

– информирование слушателей о заболеваниях и факторах, влияющих на его развитие, осложнениях и прогнозе;

– обучение слушателей алгоритмам поведения при развитии критических ситуаций и осложнений изучаемых заболеваний;

Содержание: Гипертонический криз и острая гипертензивная энцефалопатия. Сосудистый психоз. Постинсультная эпилепсия. Постинсультная депрессия. Хроническая ишемическая болезнь головного мозга. Синдром постинсультного паркинсонизма. Сосудистая деменция.

 4. Возвращение домой.

Цель: информирование родственников о подготовке дома к возвращению пациента, средства ухода и реабилитации, патронаже;

– обучение родственников основным принципам ухода за пациентами с инсультом в домашних условиях;

– информирование родственников пациентов с инсультом о возможных осложнениях и трудностях, возникающих после выписки их близких из стационара.

Содержание:

         Психологическая подготовка родственников к выписке и возвращению больного домой. Какие условия должны быть созданы для пациента, перенесшего инсульт. Оптимизация обслуживания и самообслуживания больного  в домашних условиях. Организация времени и пространства при уходе за пациентами. Возможности предоставления лечебной, юридической, социальной, патронажной и реабилитационной помощи в регионе. Учреждения, предоставляющие средства по лечению, профилактики и уходу.

 5. Юридические основы социальной помощи пациентам с инсультом.

Цель: информирование слушателей о правах и обязанностях инвалидов, закреплённых в российском законодательстве.

Содержание: Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления. Реабилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов: обеспечение жилой площадью, обеспечение занятости инвалидов, материальное обеспечение инвалидов, социальное обслуживание и пр.

 6. Лечебная физкультура у пациентов, перенесших инсульт.

Обучение проводится в зале лечебной физкультуры или в палате, или индивидуально на дому.

Цель:

– информирование слушателей о приёмах и комплексах упражнений лечебной физкультуры у пациентов, перенесших инсульт;

– обучение родственников приемам и комплексам упражнений лечебной физкультуры у пациентов, перенесших инсульт.

Содержание: приемы лечебной физкультуры у пациентов с инсультом. Комплексы упражнений лечебной физкультуры у пациентов с инсультом